Информационное жЫвотное
Я на раз уже цитировал Tavvi. И собираюсь делать это и впредь, потому что мало знаю людей, которые пишут так хорошо -- и с таким знанием темы (хотя в нашей Кировской области дела обстоят лучше и хуже одновременно).
Я тут обещала написать, почему у нас не будет дорог еще лет пять, но правильная формулировка - это, в общем, почему мы сообразим, что дороги появились, только через какое-то время. Говоря "у нас", я имею в виду Забайкалье, хотя сильно подозреваю, что какая-то часть проблем по всей стране общая.
Сначала вводная. По нормативу, на содержание километра дорог в год надо около 250 тысяч рублей. 4 км - миллион. Так вот - с того момента, как отменили дорожные фонды и перестали планировать средства на ремонт целевым назначением, у нас в регионе на это выделялось 9% от потребности. Потому что понятно: деньги падают в общий котел, бюджет тяжело дефицитный, и в первую очередь финансируются публичные нормативные обязательства, то есть зарплаты и соцвыплаты. На все остальное приходится размазывать манную кашу по чистому столу. Потом федерация поделила дороги на свои, региональные, районные и поселенческие, и стало еще веселее. Раньше особо страшные трассы регион еще ремонтировал, а теперь он стал говорить, что, мол, ребята это ваши обязательства, планируйте в бюджете у себя, нам на свое-то не хватает. Кто видел поселенческие бюджеты - тот не смеется не только в цирке, но и вообще никогда и нигде. Это все продолжалось последние 10 лет, а если считать по-крупному, то больше двадцати, аккурат с 90-х годов. В прошлом году федерация очухалась, приужаснулась и вернула обратно дорожные фонды. Поскольку наполняются они, прежде всего, за счет нехилых акцизов за бензин, постольку денег получилось много. В нашему случае - очень много, 3,5 миллиарда - это при том, что мы в год на дороги тратили максимум 200 миллионов, и это еще хорошо. А дальше происходит простая и очевидная вещь, примерно сравнимая с выдачей тарелки хорошего борща голодающему в последней стадии истощения.
За 20 лет дорожная отрасль исчезла как класс. За последние пять лет было несколько реформ и переподчинений. Последней реформой у нас тут пытались спасти хотя бы то, что осталось от дорожно-эксплуатационных участков, и создали централизованную службу в с филиалами по районам края. Техники нет. Кадров нет, невозможно найти нормального рабочего на асфальтоукладчик, я промолчу про инженеров. На два района один грейдер, который постоянно ломается. Чтобы все это восстановить, нужно время - по средним подсчетам, около трех лет. При этом понятно, что с кадрами тяжелее всего, даже с водителями будет трудно. Это же поломанное годами отсутствия стабильной работы сознание. Идет ремонт дороги, лето дождливое, в дождь никто не работает. Выглянуло солнце - народ все бросил и поехал на покос. Я серьезно говорю. Потому что покос и прокорм скотины - это верное дело. А за работу неизвестно еще, заплатят ли, и когда, думают люди, поскольку задолженность по зарплате в районных предприятиях - вещь не сказать чтобы сильно удивительная. Не часто-густо-коллективная, но есть. Особенно по коммуналке. Теперь-то ее в ДЭУ не будет, да и зарплата поднимется, но это ж надо еще привыкнуть и осознать.
Вторая проблема - это законы. Самый очевидный пример: есть такой знаменитый закон о госзакупках № 94-ФЗ, призванный устранить злоупотребления казенными деньгами. По факту этот закон никаких злоупотреблений не пресекает раз, не дает работать два. Во-первых, он очень сложный и противоречивый весь. Настолько, что сесть по нему - как два пальца. Допустим, району необходимо провести ремонт дороги. Он объявляет конкурс, на конкурс заявляется фирма, про которую точно известно, что у нее есть только стол, стул и ручка, больше ничего. То есть верняк, что деньги будут перечислены, а дорога останется какой была. Почему? А потому что в законе единственный критерий отбора - предложить наиболее низкую цену. И вот ни одна нормальная фирма не роняет стоимость работ больше чем на 3%, а однодневка, специально зарегистрированная ради такого случая, заявляет сразу минус 20% цены. У главы района два пути. Признать победителя и остаться без дороги (раньше еще и без денег, но потом, слава богу, вышло разъяснение, что аванс можно не платить). Не признать победителя и дождаться по этому поводу в свой адрес как минимум представления прокуратуры. При этом надо понимать, что свои-то ДЭУ разрушены, и все крупные предприятия - они из других регионов раз, сумма контракта может быть им попросту неинтересна два. В их обороте 7 миллионов, скажем, - это ни о чем, не стоит и возиться. Поэтому сейчас очень многие районы от субвенций на ремонты дорог отказываются, они сразу понимают, что освоения не будет. Будут одни проблемы. Как показывает практика, быстро в нашей стране принимаются только законы "на злобу дня". То, что требует реального вмешательства, обсуждается годами и принимается только тогда, когда ситуация в трех шагах от коллапса. Поэтому 94-ФЗ будет поправлен еще нескоро, хотя нет человека, кажется, который бы криком уже не кричал, что закон безумен.
Эти два фактора - развал отрасли и запутанное законодательство - основные. Есть еще всякое разное сопутствующее. Например, то, что тратить казенные деньги надо правильно, а правовая грамотность глав районов оставляет желать лучшего, а найти хорошего юриста там, мягко говоря, затруднительно. Об уровне сельских поселений я не говорю совсем; нормальная ситуация, когда избирают кочегара или воспитателя детского сада. Больше-то некого. Да и эти выдвигаются только потому, что, по их представлениям, руководить значит сидеть в кабинете и получать зарплату, в то время как уровень ответственности там - он чудовищный. Возвращение дорожных фондов - это одна из самых здравых вещей, сделанных федеральной властью за последнее время. Но эффект от этого решения будет виден лет через пять, не раньше, потому что надо же вернуть условия траты этих денег. Восстановить, то есть, отмершие почти функции пищеварительного тракта. У нас по Забайкалью, например, больше 80% дорог - грунтовые, почти 90% мостов - аварийные. Деньги дали, да. Много денег. Но пока они сыграют - пройдет время. Полагаю, большую часть этого времени люди, как обычно, будут думать, что деньги украли.
Я тут обещала написать, почему у нас не будет дорог еще лет пять, но правильная формулировка - это, в общем, почему мы сообразим, что дороги появились, только через какое-то время. Говоря "у нас", я имею в виду Забайкалье, хотя сильно подозреваю, что какая-то часть проблем по всей стране общая.
Сначала вводная. По нормативу, на содержание километра дорог в год надо около 250 тысяч рублей. 4 км - миллион. Так вот - с того момента, как отменили дорожные фонды и перестали планировать средства на ремонт целевым назначением, у нас в регионе на это выделялось 9% от потребности. Потому что понятно: деньги падают в общий котел, бюджет тяжело дефицитный, и в первую очередь финансируются публичные нормативные обязательства, то есть зарплаты и соцвыплаты. На все остальное приходится размазывать манную кашу по чистому столу. Потом федерация поделила дороги на свои, региональные, районные и поселенческие, и стало еще веселее. Раньше особо страшные трассы регион еще ремонтировал, а теперь он стал говорить, что, мол, ребята это ваши обязательства, планируйте в бюджете у себя, нам на свое-то не хватает. Кто видел поселенческие бюджеты - тот не смеется не только в цирке, но и вообще никогда и нигде. Это все продолжалось последние 10 лет, а если считать по-крупному, то больше двадцати, аккурат с 90-х годов. В прошлом году федерация очухалась, приужаснулась и вернула обратно дорожные фонды. Поскольку наполняются они, прежде всего, за счет нехилых акцизов за бензин, постольку денег получилось много. В нашему случае - очень много, 3,5 миллиарда - это при том, что мы в год на дороги тратили максимум 200 миллионов, и это еще хорошо. А дальше происходит простая и очевидная вещь, примерно сравнимая с выдачей тарелки хорошего борща голодающему в последней стадии истощения.
За 20 лет дорожная отрасль исчезла как класс. За последние пять лет было несколько реформ и переподчинений. Последней реформой у нас тут пытались спасти хотя бы то, что осталось от дорожно-эксплуатационных участков, и создали централизованную службу в с филиалами по районам края. Техники нет. Кадров нет, невозможно найти нормального рабочего на асфальтоукладчик, я промолчу про инженеров. На два района один грейдер, который постоянно ломается. Чтобы все это восстановить, нужно время - по средним подсчетам, около трех лет. При этом понятно, что с кадрами тяжелее всего, даже с водителями будет трудно. Это же поломанное годами отсутствия стабильной работы сознание. Идет ремонт дороги, лето дождливое, в дождь никто не работает. Выглянуло солнце - народ все бросил и поехал на покос. Я серьезно говорю. Потому что покос и прокорм скотины - это верное дело. А за работу неизвестно еще, заплатят ли, и когда, думают люди, поскольку задолженность по зарплате в районных предприятиях - вещь не сказать чтобы сильно удивительная. Не часто-густо-коллективная, но есть. Особенно по коммуналке. Теперь-то ее в ДЭУ не будет, да и зарплата поднимется, но это ж надо еще привыкнуть и осознать.
Вторая проблема - это законы. Самый очевидный пример: есть такой знаменитый закон о госзакупках № 94-ФЗ, призванный устранить злоупотребления казенными деньгами. По факту этот закон никаких злоупотреблений не пресекает раз, не дает работать два. Во-первых, он очень сложный и противоречивый весь. Настолько, что сесть по нему - как два пальца. Допустим, району необходимо провести ремонт дороги. Он объявляет конкурс, на конкурс заявляется фирма, про которую точно известно, что у нее есть только стол, стул и ручка, больше ничего. То есть верняк, что деньги будут перечислены, а дорога останется какой была. Почему? А потому что в законе единственный критерий отбора - предложить наиболее низкую цену. И вот ни одна нормальная фирма не роняет стоимость работ больше чем на 3%, а однодневка, специально зарегистрированная ради такого случая, заявляет сразу минус 20% цены. У главы района два пути. Признать победителя и остаться без дороги (раньше еще и без денег, но потом, слава богу, вышло разъяснение, что аванс можно не платить). Не признать победителя и дождаться по этому поводу в свой адрес как минимум представления прокуратуры. При этом надо понимать, что свои-то ДЭУ разрушены, и все крупные предприятия - они из других регионов раз, сумма контракта может быть им попросту неинтересна два. В их обороте 7 миллионов, скажем, - это ни о чем, не стоит и возиться. Поэтому сейчас очень многие районы от субвенций на ремонты дорог отказываются, они сразу понимают, что освоения не будет. Будут одни проблемы. Как показывает практика, быстро в нашей стране принимаются только законы "на злобу дня". То, что требует реального вмешательства, обсуждается годами и принимается только тогда, когда ситуация в трех шагах от коллапса. Поэтому 94-ФЗ будет поправлен еще нескоро, хотя нет человека, кажется, который бы криком уже не кричал, что закон безумен.
Эти два фактора - развал отрасли и запутанное законодательство - основные. Есть еще всякое разное сопутствующее. Например, то, что тратить казенные деньги надо правильно, а правовая грамотность глав районов оставляет желать лучшего, а найти хорошего юриста там, мягко говоря, затруднительно. Об уровне сельских поселений я не говорю совсем; нормальная ситуация, когда избирают кочегара или воспитателя детского сада. Больше-то некого. Да и эти выдвигаются только потому, что, по их представлениям, руководить значит сидеть в кабинете и получать зарплату, в то время как уровень ответственности там - он чудовищный. Возвращение дорожных фондов - это одна из самых здравых вещей, сделанных федеральной властью за последнее время. Но эффект от этого решения будет виден лет через пять, не раньше, потому что надо же вернуть условия траты этих денег. Восстановить, то есть, отмершие почти функции пищеварительного тракта. У нас по Забайкалью, например, больше 80% дорог - грунтовые, почти 90% мостов - аварийные. Деньги дали, да. Много денег. Но пока они сыграют - пройдет время. Полагаю, большую часть этого времени люди, как обычно, будут думать, что деньги украли.